(Миролюбов Николай Кириллович; 24.03.1817, с. Ухолово Ряжского у. Рязанской губ.- 24.12.1894, Н. Новгород), архиеп. Донской и Новочеркасский, историк. Род. в семье свящ. Кирилла Прокопьевича Подлесенского. В 1827 г. поступил во 2-й класс Сапожковского ДУ, по желанию родителей получил новую фамилию - Миролюбов. В 1832 г. в 15-летнем возрасте поступил в Рязанскую ДС. Обучаясь в семинарии, собирался стать врачом и даже удачно сдал вступительные экзамены в Московский ун-т. Однако, встретив решительное противодействие со стороны родителей, отказался от этого намерения и вернулся в семинарию (Галай. 1999. С. 6). В 1838 г. окончил семинарию 2-м учеником по 1-му разряду и поступил за казенный счет в МДА, к-рую окончил в 1842 г. по 1-му разряду. Его магист. дис. «Примеры благочестия среди соблазнов или поведение древних христиан в отношении к язычникам» была опубликована в С.-Петербурге в 1858 г. 28 сент. 1842 г. зачислен преподавателем лат. языка, логики и психологии в Нижегородскую ДС. 27 сент. 1843 г. утвержден в степени магистра богословия. С 1844 г. помощник инспектора, с 1845 г. профессор патристики.
2 июня 1846 г. в нижегородском в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужском монастыре Н. К. Миролюбов принял постриг с именем в честь прп. Макария Желтоводского и Унженского, 9 июня рукоположен в сан диакона, а 16 июня - в сан иерея. 11 сент. того же года определен профессором еврейского языка. М. трижды исполнял должность помощника инспектора семинарии и дважды - инспектора, заслужил полное доверие Нижегородского и Арзамасского еп. Иоанна (Доброзракова), к-рый поручал ему в свободное от лекций время посещать уроки др. наставников и следить за качеством их преподавания. Проф. А. Л. Катанский, учившийся у М. в Нижегородской ДС, утверждал, что он «был одним из самых выдающихся преподавателей». При этом он называл М. «человеком чрезвычайно живым, подвижным, простых, довольно вульгарных манер», а литератор Н. А. Добролюбов, др. ученик М.,- «живым беспокойным человеком» (Катанский. 2010. С. 58; Чернышевский. 1951. С. 788).
23 марта 1847 г. Нижегородским и Арзамасским еп. Иаковом (Вечерковым) «за отличное доброе поведение и исправное прохождение должности наставника» М. был удостоен 1-й священнической награды - набедренника. 19 окт. 1848 г. по распоряжению духовной консистории М. был назначен членом Нижегородского попечительства о бедных духовного звания.
В Н. Новгороде началось становление М. как краеведа и историка. При активной поддержке Нижегородского еп. Иоанна (Доброзракова) он начал обследовать б-ки, архивы губернских и уездных духовных учреждений, ризницы мон-рей и церквей, изучать надписи на колоколах, могильных плитах и иконах. М. активно знакомился с представителями местной интеллигенции, расспрашивал старожилов об истории церковных построек. Познакомился с П. И. Мельниковым (буд. писателем А. Печерским) и В. И. Далем, близкие отношения с к-рыми продолжались долгие годы. Постепенно в Н. Новгороде сложился кружок любителей истории, ведущую роль в котором играл Мельников, вскоре ставший редактором неофиц. части «Нижегородских губернских ведомостей». Только в 1848-1849 гг. на страницах этого издания М. опубликовал 20 статей, преимущественно биографического характера, о бывших иерархах Нижегородской епархии. Деятельное участие принял М. и в работе Нижегородской временной комиссии по разбору древних актов, учрежденной в мае 1849 г. по распоряжению имп. Николая I Павловича. Члены комиссии занялись тщательным обследованием архивов присутственных мест губернии, мон-рей и храмов. Были найдены великокняжеские, царские и патриаршие грамоты начиная с периода удельного Нижегородско-Суздальского княжества и до сер. XVIII в., а также ряд ценнейших столбцов уездных судов городов Арзамаса и Балахны.
В 1849 г. М. был избран действительным членом Императорского Русского географического общества (РГО). С 1848 по 1891 г. в распоряжение об-ва было передано 160 корреспонденций из Нижегородской губ., из них за 60-90-е гг. XIX в. только 18, т. е. ок. 11% всего материала. Основная часть хранившихся в архиве РГО документов по Нижегородской губ. датируется 40-50-ми гг. XIX в. Наиболее интенсивные работы по сбору документов проводились в 1849 и 1850 гг. Количество присланных за 1849 г. материалов составило 34 ед. хр., из них 6 принадлежали самому М. В распоряжение об-ва из Нижегородской губ. были направлены 46 корреспонденций, из к-рых 10 вышли из-под пера М.
М. обладал выдающимися организаторскими способностями. Во многом ориентируясь на программы РГО по собиранию этнографических материалов, М. составил целую программу для сбора исторических сведений. Документ с одобрения архиеп. Нижегородского и Арзамасского Иакова (Вечеркова) был разослан по всем приходам и церквам, о чем сообщалось в приписке к одной из рукописей М., хранящихся в РГО (Зеленин. 1915. С. 92). Сельское духовенство Нижегородской губ. неукоснительно приняло к исполнению распоряжение архиерея, активно включилось в процесс «народознания». Архив располагает примерно 40 ответами. Текст программы не обнаружен, но, судя по содержанию ответов, она включала в себя вопросы по местоположению села, о его владельцах, храме и его истории, местных достопримечательностях. Вероятно, к программе предлагалось приложить и план селения, что мн. составители и сделали (Он же. 1915. С. 23-25, 30, 32, 35-37, 39).
М. установил связи с научными об-вами и учеными России, посылал статьи по истории и археологии Нижегородской губ. в Императорское Русское археологическое об-во. Патриотически настроенное руководство об-ва стремилось осуществить грандиозный проект по исследованию отечественных древностей. В 1850 г. этнограф и археолог И. П. Сахаров призвал провинциальных сотрудников об-ва принять участие в копировании надписей на древних памятниках: «Общество надеется, что сельские священники, настоятели монастырей и помещики, как более знакомые с местными древностями, примут участие в общем деле» (Сахаров И. П. Зап. для обозрения русских древностей. СПб., 1851. С. 3). М. был одним из первых служителей, откликнувшихся на призыв. Его статьи в сборниках об-ва получили широкую известность, благодаря чему он познакомился с ведущими российскими учеными, в т. ч. И. И. Срезневским и М. П. Погодиным. В 1850 г. ученый был удостоен звания члена-корреспондента (с 1 дек. 1892 почетного члена) Императорского Русского археологического об-ва, члена-корреспондента Императорского об-ва истории и древностей Российских (Галай. 1999. С. 8).
2 янв. 1851 г. Нижегородскую кафедру возглавил еп. Иеремия (Соловьёв), к-рый, как и его предшественник, благосклонно отнесся к трудам М. В марте того же года по благословению епископа М. приступил к собранию своих трудов, ранее печатавшихся в «Нижегородских губернских ведомостях», и подготовил основательное исследование «История Нижегородской иерархии, содержащая в себе сказание о нижегородских иерархах с 1672 до 1850 года». В него вошли жизнеописания архиереев Нижегородской епархии от митр. Филарета († 1694) до архиеп. Иакова (Вечеркова). Впоследствии он издал отдельное, более подробное жизнеописание преосв. Иакова (1853, 1857). М. стал одним из первых историков Нижегородской ДС, опубликовав в «Нижегородских губернских ведомостях» за 1849 г. исторический очерк о ней. Отдельными изданиями вышли «Описание Оранской Богородицкой пустыни» (1851), «Сказание о жизни и чудесах прп. Макария, Желтоводского и Унженского Чудотворца» в 2 ч. (1850) и «Преосвященный Питирим» (1889).
По инициативе еп. Иеремии, впоследствии поддержанной Русским археологическим обществом, М. объединил и дополнил свои изыскания по местным церковным древностям, опубликовав «Памятники церковных древностей: Нижегородская губерния» (СПб., 1857). В издании обстоятельно описаны наиболее примечательные соборы, монастыри и храмы Нижегородской епархии, а также различные документы и надписи на церковных памятниках и утвари. В 1857 г. исследование было опубликовано в 10-м т. «Западного Русского археологического общества», что свидетельствует о высокой оценке отечественными учеными этого труда. Также М. составил историю нижегородской Благовещенской обители, в к-рой принял постриг. 24 дек. 1873 г. еп. Иеремия и благовещенский архим. Лаврентий обратились к М. с просьбой предоставить рукопись в собственность обители «в молитвенную память о Вас и в честь и славу святителя Алексея - ее основателя». По подсчетам краеведов, М. был автором более 30 книг и статей по церковной истории Нижегородского края и его памятникам (Галай. 1999. С. 8).
31 мая 1853 г. Синод назначил М. инспектором и профессором богословского класса Пермской ДС, в том же году - временно присутствующим Пермской духовной консистории. 20 июня 1853 г. М. был возведен в сан игумена и по личному распоряжению митрополита Московского свт. Филарета (Дроздова) назначен членом Синодального комитета, образованного для составления охранных описей церковных древностей монастырей и храмов Российской империи. Для изучения хранилищ церковных древностей М. был командирован в Вологду, Ярославль, Кострому и Владимир. В течение года он составлял подробное описание ризниц этих епархий. За усердные труды на этом поприще 16 июля 1854 г. в санкт-петербургском Смольном в честь Воскресения Христова монастыре М. был возведен в сан архимандрита с присвоением степени настоятеля третьеклассного мон-ря. Завершив работу по описанию древлехранилищ, М. был вызван в Синод и назначен членом Особого Синодального комитета по описанию археологических церковных древностей.
18 сент. 1854 г. указом Синода М. был командирован в Новгород, в учрежденную временную Комиссию для разбора и исследования открытого в новгородском Софийском соборе древнего архива. Вскоре митр. Новгородскому и С.-Петербургскому Никанору (Клементьевскому) он писал, что древности собора осмотрел, но для описания рукописей б-ки Софийского собора требуется «много времени, трудов, знания и книжных пособий» (Жервэ. 1998. С. 366). Вместе с местными краеведами М. за короткий срок обследовал ризницы и описал наиболее древние новгородские мон-ри и храмы. В результате он собрал большой материал по истории святынь Новгородского архиерейского дома, сделал копии с описей монастырских и церковных имуществ. На основании летописей, печатных и письменных актов М. составил тексты пояснений к работам худож. Ю. П. Львова, который по заданию Синода делал рисунки оформления и настенных росписей древних новгородских храмов. М. не терял связей и с археологическим об-вом. Когда в 1857 г. приступили к изданию «Археологического словаря» и для обсуждения его проекта организовали специальную комиссию, в нее вошел и М.
22 авг. 1857 г. М. была объявлена высочайшая благодарность за поднесение императору составленной им кн. «Сказание о жизни и трудах преосвященного Гавриила, митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского», 21 авг. 1860 г.- высочайшая благодарность за поднесение императору написанной им кн. «Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях», 23 авг. того же года - высочайшая благодарность имп. Марии Александровны за поднесение ей той же книги. Десятки экземпляров своих книг М. также жертвовал для б-к духовных академий и семинарий.
10 янв. 1858 г. М. был назначен ректором и профессором богословских наук Рязанской ДС и настоятелем рязанского в честь Преображения Господня монастыря. 11 февр. того же года стал членом Рязанской духовной консистории, цензором проповедей, произносимых в кафедральном соборе, председательствующим в учрежденном им Комитете для рассмотрения катехизических поучений. По благословению еп. Рязанского и Зарайского Смарагда (Крыжановского) в Троицкой ц. родного с. Ухолова освятил один из приделов. 4 дек. 1858 г. освятил Владимирскую ц. при Рязанской ДС. На основе документов семинарского архива (к 2016 не сохр.) и б-ки составил и издал «Историко-статистическое описание Рязанской духовной семинарии и духовных училищ». В том же году определен благочинным Солотчинского в честь Рождества Пресвятой Богородицы и рязанского во имя Святой Троицы мон-рей. Обозревал Зарайское, Касимовское и Сапожковское ДУ. В 1860 г. состоял членом временного строительного комитета, учрежденного при Рязанской ДС, «для поправления ветхостей» и строительства новых зданий.
10 окт. 1860 г. указом Синода М. был назначен ректором и профессором богословских наук Новгородской ДС, настоятелем Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря. С 8 нояб. того же года являлся председателем комитета, учрежденного при семинарии для церковно-исторического описания Новгородской епархии. 14 нояб. по предложению митрополита Новгородского и С.-Петербургского выбран присутствующим членом Новгородской духовной консистории, 15 дек.- благочинным Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы, Деревяницкого в честь Воскресения Христова, Саввина Вишерского и др. мон-рей. Обозревал ДУ в Ст. Руссе и Тихвине.
В 1863 г. М. установил ежегодное празднование 11 мая дня памяти слав. просветителей Кирилла и Мефодия. В этот день в Антониевом мон-ре совершалось торжественное богослужение, за к-рым настоятель обязательно произносил проповедь. Лучшие из семинаристов готовили собственные сочинения на заданные ректором темы, писали стихотворения, исполняли песнопения и гимны, положенные на ноты местными композиторами (напр., гимн святым первоучителям Кириллу и Мефодию).
6 лет пребывания в Новгороде (1860-1866) стали весьма плодотворным для М. временем. Особое место среди его трудов заняло 2-томное «Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях» (1860). В 1-м т. собраны описания 64 новгородских и пригородных церквей и мон-рей, 2-й т. посвящен описанию «предметов, обладающих исторической и художественной ценностью: икон, крестов, лицевого шитья, облачений». Так, в этом труде содержатся сведения о фресках Софийского и Николо-Дворищенского (XII в.) соборов, храмов Спаса на Нередице (XII в.) и свт. Николая Чудотворца (XIII в.) Липенского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря, церквей Преображения Господня на Ильине ул., вмч. Феодора Стратилата на Ручью (XIV в.) и др. Описаны уникальные иконы, в т. ч. Божией Матери «Знамение», «Молящиеся новгородцы». Говоря о достоинствах этого труда, критик В. В. Стасов отмечал широкое использование М. новгородских летописей, грамот, церковных описей, различных рукописных источников. При этом М. упрекали в стремлении «вместо текстов представить свои собственные мнения в виде твердо основанных общепризнанных фактов» (цит. по: Жервэ. 2009. С. 284).
Среди других работ М., посвященных древностям Новгородской земли, важнейшей является «Обозрение древних рукописей и книг церковных в Новгороде и его окрестностях» (1861). Внимание М. привлекли наиболее ценные рукописи и грамоты из б-к Софийского собора (в т. ч. ок. 30 пергаменных рукописей XII-XIII вв.), новгородского Юрьева монастыря, Варлаамиева Хутынского в честь Преображения Господня, Клопского Михайловского, Вишерского и др. мон-рей. В 1862 г., к 1000-летию Новгорода, М. составил и издал «Путеводитель по Новгороду с указанием на его церковные древности и святыни» и «Описание Новгородского Архиерейского дома». 8 сент. 1862 г. в Новгородском кремле на церемонии открытия памятника «Тысячелетие России» в присутствии имп. Александра II он произнес приветственное слово от епархии, а затем провел для царской семьи обзорную экскурсию по Софийскому собору и ц. свт. Иоанна Новгородского при Архиерейском доме. Во время служения в Новгороде особая дружба связывала М. с губернатором Э. В. Лерхе, переписка с к-рым продолжалась и в 70-х гг. XIX в.
13 июля 1866 г. в Троицком соборе Александро-Невской в честь Святой Троицы лавры М. был наречен, а 17 июля хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии; 23 июля того же года прибыл в Н. Новгород, проживал в нижегородском Печерском в честь Вознесения Господня монастыре. В письмах к Лерхе М. признавался, что был огорчен назначением на архиерейское служение, т. к. собирался удалиться на покой; подписывал письма: «Епископ Макарий, ожидающий избавления от епархиальной службы» (Жервэ. 1998. С. 368). В июле того же года в Н. Новгороде состоялось очередное открытие ярмарочного сезона. 19 авг. на ярмарочной площади М. освятил часовню во имя прп. Макария Желтоводского в присутствии цесаревича Александра Александровича (буд. имп. Александра III) и вел. кн. Владимира Александровича. В Н. Новгороде М. освятил также Троицкий храм на Сенной пл., Троицкий Нижнепосадский храм на Рождественской ул., домовые церкви при 2-м детском приюте и при жен. богадельне.
29 авг. 1867 г. М. был назначен епископом Орловским и Севским. В окт. 1867 г. в Орле освятил перестроенную Троицкую кладбищенскую ц., 7 мая 1872 г. заложил просторный теплый каменный 5-главый храм в честь Преображения Господня (в 1965 взорван), 15 сент. 1870 г. в елецком во имя Святой Троицы мужском монастыре М. освятил каменный 5-главый храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери, а 25, 27 апр. и 30, 31 мая 1871 г.- приделы: на хорах - во имя арх. Михаила и св. Иоанна Предтечи, внизу - во имя свт. Николая Чудотворца и мц. Пелагии, а также во имя равноап. Марии Магдалины и мц. Александры. В 1872 г. по инициативе епископа рядом с елецким Троицким монастырем при муж. приюте и богадельне была построена ц. свт. Иоанна Златоуста. 5 нояб. 1872 г. М. освятил корпус Орловской ДС, а также преобразовал Орловский духовный приют в жен. епархиальное уч-ще.
Пастырские речи епископа, произнесенные за время пребывания его на архиерейской кафедре в Орле, впоследствии неоднократно издавались, в т. ч. и в Москве. Во время пребывания на Орловской кафедре М. составил «Жизнеописание девицы Мелании, затворницы Елецкого Знаменского, на Каменной горе, девичьего монастыря» (1871). В 1870 г. М. был удостоен звания действительного члена Об-ва восстановления православного христианства на Кавказе, в 1872 г.- почетного члена МДА и Московского братства свт. Петра, митр. Московского и Киевского.
25 дек. 1876 г. М. был назначен на Архангельскую и Холмогорскую кафедру. 19 февр. 1877 г. прибыл в Архангельск. Совершал объезды обширной епархии, посетил Соловецкий в честь Преображения Господня, Кий-Островский Крестный Онежский и др. мон-ри, исследовал ризницы обителей. Значительно пополнил рукописное собрание б-ки Архангельской ДС. Составил исторические описания Антониева Сийского во имя Святой Троицы монастыря (1878), Корельского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря (1879), Пертоминского в честь Преображения Господня мужского монастыря (1882) и др. 9 февр. 1878 г. за пожертвование на теплую одежду рус. воинам (2 тыс. р.) М. была объявлена высочайшая благодарность императрицы. 21 июня того же года объявлена благодарность наследника цесаревича за пожертвование на устройство Добровольного флота в России.
23 мая 1879 г. М. был назначен епископом Нижегородским и Арзамасским. 11 мая 1880 г. совершил чин закладки пристройки к нижегородской Александровской жен. богадельне, а 2 июня - освящение престола в придельном храме в честь иконы Божией Матери «Умиление» Троицкого собора Серафимова Дивеевского женского во имя Святой Троицы монастыря. Впосл. неоднократно посещал Дивеевскую обитель, 3 и 4 июня 1884 г. освящал в ней церковные приделы. Совершая объезды по епархии, 26 июня 1880 г. посетил упраздненный Макариев Желтоводский во имя Святой Троицы монастырь и заботился о возобновлении древней обители. 8 июля 1882 г. возглавил торжество, посвященное открытию Желтоводского мон-ря.
М. оказывал содействие Мало-Пицкой Скорбященской жен. общине Нижегородского у., в к-рой 10 марта 1882 г. была освящена ц. во имя вмч. Пантелеимона. В 1879-1882 гг. во время разногласий в Выксунской жен. общине (см. Выксунский в честь Иверской иконы Божией Матери женский монастырь) и конфликта между начальницей общины Марией Пивоваровой и иеромонахом прп. Варнавой (Меркуловым) М. поддержал первую. По его благословению Пивоварова изгнала из обители более 150 сестер, учениц прп. Варнавы.
Активный благотворитель, М. жертвовал средства на устройство в Н. Новгороде 2-го епархиального приюта и стипендии в нем, на содержание епархиальной жен. богадельни и др. На средства М. был открыт епархиальный приют с общежитием (на 25 сирот) при Желтоводской обители.
В 1883 г. в Н. Новгороде был учрежден Комитет об-ва улучшения народного труда, целями которого были организация в городе народных чтений для рабочих и оказание содействия ремесленным школам. М. был избран почетным председателем комитета, привлекал к его деятельности влиятельных нижегородцев. За год до отъезда из Н. Новгорода осуществилось другое начинание М. «С целью развития народного образования» 4 февр. 1884 г., в день памяти вел. кн. Георгия (Юрия) Всеволодовича, М. выступил с инициативой образовать Епархиальное братство св. блгв. кн. Георгия Всеволодовича. Ко времени открытия братства в епархии существовало 56 церковно-приходских школ. В год начала его деятельности количество школ увеличилось на 43, а к 1885 г. открылось еще 35 учебных заведений. М. участвовал в деятельности Нижегородского братства святых Кирилла и Мефодия, созданного для помощи беднейшим воспитанникам губернской гимназии (Дорофеев. 2006. С. 138-142).
7 июня 1885 г. М. был назначен епископом Вятским и Слободским. В прощальном слове к нижегородцам 23 июня он восклицал, что никогда не забудет Н. Новгород, «сорок три года знакомый мною, с его живыми и почившими гражданами. Скорее забуду все другие города, в которых воспитывался и жил, нежели тебя, славный торговый град и соединенный со многими для меня воспоминаниями» (Галай. 1999. С. 14). Впосл. на личные средства М. в Н. Новгороде был открыт приют для девочек-сирот (1887), названный в его честь Макарьевским. В 1888 г. М. был избран почетным членом Нижегородского братства Св. Креста.
5 дек. 1887 г. М. возглавил Донскую и Новочеркасскую епархию в сане архиепископа. 17 янв. 1888 г. он прибыл в Новочеркасск. Осмотрев городские храмы, обнаружил, что ни один из них не отапливается. Архиерей издал распоряжение о том, что все новоустраиваемые храмы должны отапливаться и при каждой церкви устраиваться дома для священно- и церковнослужителей. К кон. 80-х гг. XIX в. деревянный кафедральный собор пребывал в крайне ветхом состоянии. 17 окт. 1893 г. М. возглавил закладку каменного собора в Новочеркасске.
27 марта 1888 г. М. учредил Иоанно-Богословское об-во вспомоществования нуждающимся воспитанникам Донской ДС, в 1889 г. открыл Донское епархиальное училище для дочерей священнослужителей, с окт. 1894 г. размещавшееся в специально построенном 3-этажном каменном здании с общежитием и домовой церковью. Лучшие 6 воспитанниц уч-ща получали стипендии архиепископа. При М. ремонтировались здания Донской ДС и архиерейского дома.
26 февр. 1856 г. М. был награжден орденом св. Анны 2-й степени, 29 нояб. 1857 г.- бронзовым наперсным крестом на Владимирской ленте, 22 апр. 1861 г.- орденом св. Анны 2-й степени, украшенным имп. короной, 25 апр. 1864 г.- орденом св. Владимира 3-й степени, в 1870 г.- орденом св. Нины 2-й степени, 28 марта 1871 г.- орденом св. Анны 1-й степени, 1 апр. 1879 г.- орденом св. Владимира 2-й степени («за неутомимые труды по управлению вверенной епархией, в соединении с усердными трудами по описанию замечательнейших памятников христианских древностей отечества, духовному назиданию паствы поучительственным словом и личным примером, за отличное усердие к делам христианского человеколюбия и благотворения»), 15 мая 1891 г.- орденом св. кн. Александра Невского (за многолетнюю деятельность по управлению епархиями и труды по описанию памятников христ. древностей).
В нач. 1894 г. М. заболел, стал слепнуть. 21 марта в епархиальной прессе было опубликовано извещение о том, что М. вслед. «постигшей его болезни поручил рассмотрение и утверждение дел по епархиальному управлению впредь до своего выздоровления» викарию Донской епархии еп. Аксайскому Иоанну (Митропольскому). 30 апр. того же года М. испросил увольнение на покой по болезни, 17 июля прибыл в Н. Новгород, поселился в главном корпусе Благовещенской обители. После кончины М. настоятель мон-ря архим. Макарий с братией перенесли его тело в Алексиевскую ц., где отслужили заупокойное всенощное бдение. На следующий день после Божественной литургии еп. Балахнинский Алексий (Опоцкий) совершил отпевание М., к-рого похоронили в склепе придела вмч. Пантелеимона монастырской Алексиевской ц. Впосл. могила была обнесена бронзовой позолоченной оградой, за которой установили белую мраморную плиту с высеченной эпитафией. Рядом с могилой находился киот с келейными иконами усопшего. У стены, за могилой, был размещен большой венок из фарфоровых цветов, дар от граждан Н. Новгорода, а к наружной стене Алексеевского храма напротив могилы была прикреплена памятная металлическая доска с фотографией архипастыря под стеклом.
В 20-х гг. XX в. Алексеевский храм был закрыт, а могила преосвященного разграблена. В дек. 2005 г. храм был возвращен Нижегородской епархии. При реставрации церкви склеп, в котором погребен М., был разобран, а останки архиерея уложены в новый гроб.